8 (925) 131-71-79
[email protected]

Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .

Как построить студию звукозаписи. Часть2.

Акустические двери. 

акустическая обработка дверейакустическая обработка входной зоныОсновным требованием, предъявляемым к звукоизолирующей  «акустической» двери является наличие большой, антирезонансной массы. Другими словами, дверь должна быть тяжелой и заглушенной. Не надо бояться дверей с остеклением, они функциональны и зачастую имеют индекс звукоизоляции сопоставимый с полнотелыми дверьми. Дверное полотно не должно иметь пустот, и может представлять собой ламинат из чередующихся слоев различных материалов, включая акустическую резину (так же как и в рассмотренном выше случае со стенами и потолками). Это позволит ему блокировать передачу низкочастотных звуковых колебаний. Проникновение высоких частот ликвидируется с помощью герметизации двери по периметру (включая дверной зазор). Наилучшая герметичность может быть достигнута путем монтажа специальных уплотнителей на дверную коробку после навески полотна. Такие уплотнители показаны на чертежах, они автоматически защелкиваются при закрытии двери и плотно закупоривают дверные зазоры. Для того чтобы убедиться в том, что дверное полотно точно соответствует размерам коробки, и конструкция, в целом, обладает хорошей герметичностью, ее обычно собирают и проверяют до установки в стену. После проверки осуществляется монтаж дверной рамы с полотном, согласно приведенным ниже чертежам. Часто оказывается важным использование мощного и надежного дверного доводчика, который обеспечивает плотное прилегание дверного полотна к раме. 

чертеж акустической двери

Разрез акустической двери

Акустические окна.

Дополнительное остекление. 

Звукоизоляция существующего окна может быть достигнута либо при помощи установки полностью независимой дополнительной оконной рамы внутрь имеющегося проема (в случае если его глубина позволяет это сделать), либо монтажа данной рамы непосредственно к внутренней стене помещения таким образом, чтобы имеющееся окно перекрывалось дополнительным. Целью в данном случае является установка тяжелого/толстого стекла (или герметичного двойного стеклопакета) на максимально удаленном расстоянии от существующего. Стекло должно опираться на упругое основание  (можно использовать неопреновую ленту по периметру), и прижиматься к раме (в идеале выполненной из цельного дерева твердых пород) при помощи достаточно массивных ограничителей (штапиков). Во внутреннее пространство оконной рамы необходимо установить акустический поглотитель на всю глубину (стандартный способ – использование акустической пены толщиной 25 мм). Также внутрь межоконного пространства можно добавить гранулы силикагеля для устранения возможности образования конденсата. 

Межстудийные окна.   

Межстудийные окна, как правило, устанавливаются между контрольной комнатой и прилегающими помещениями, например комнатами записи, Как и в случае с дополнительным остеклением, здесь Важно отдалить стекла на максимально возможное расстояние друг от друга, и проложить периметр внутри рамы поглощающим материалом. Несмотря на то, что все стекла должны по возможности быть толстыми и тяжелыми, они не должны иметь одинаковую толщину или массу. Это позволит избежать совпадения собственных резонансных частот разных стекол. На некоторых частотах звуковые волны возбуждают вибрации в стеклах. При совпадении этих частот у разных стекол вибрации усиливаются, и в этой области спектра все окно теряет свои звукоизоляционные свойства (обычно это диапазон лежит между 1кГц и 4 кГц). Как правило, более целесообразно бывает установить более толстое/тяжелое стекло лицом к защищаемой комнате. Характеристики используемых стекол и пояснение способов крепления приведены на чертежах. 

Важное замечание: общепринятая практика – наклонять стекла по отношению друг к другу не имеет никаких других преимуществ, кроме как устранение первых отражений звука от мониторов и обеспечение внутри студии, в целом, отсутствия параллельных поверхностей. Гораздо важнее максимально разнести стекла по глубине.

С точки зрения дизайна, более выигрышно смотрятся окна, подоконник у которых расположен достаточно низко, практически на уровне пола. Это позволяет избавиться от впечатления сервисного окна, общепринятого в студиях старой постройки, а также обеспечить более комфортный визуальный контакт между помещениями. 

Разрез окна студии

Чертеж акустического окна

 

ФВШ (фильтры воздушные шумоизоляционные). 

ФВШ предназначены для уменьшения уровня шума, проникающего в студию в месте прохождения каналов вентиляции и кондиционирования воздуха через звукоизолирующую оболочку.  Данные фильтры играю значительную роль в общей звуконепроницаемости помещения, их устройство подробно изложено на чертежах ниже.

Важно сконструировать и разместить ФВШ в плотном контакте, герметично со звукоизоляционными стенами студии таким образом, чтобы предотвратить возможное прохождение звуковой волны между фильтром и стеной. Стенки ФВШ должны обладать значительной массой, чтобы сквозь них также не происходило утечек звуковой энергии (обычно используется «ламинат» из двух слоев МДФ 25 мм, с проложенной между ними акустической резиной плотностью 10 кг/м. кв.).

Все внутренние поверхности ФВШ прокладываются акустической пеной, толщиной равной примерно одной восьмой размера входного отверстия в фильтр. Например, если на входе имеется отверстие 400 х 400 мм, то изнутри каждую сторону необходимо проложить пену толщиной 50 мм. Таким образом, свободным останется проход 300 х 300 мм. Если имеются соответствующие противопожарные требования, то акустическая пена должна быть негорючей.

Важно разнести вход и выход из ФВШ на значительное расстояние для того, чтобы ликвидировать возможность прямого прохождения звука через фильтр. Минимально допустимая дистанция между входом и выходом 1200 мм, но на практике, часто приходится увеличивать ее до 2400 мм. ФВШ в форме буквы «L» не дает возможности прямому звуку проходить сквозь фильтр насквозь, а так же достаточно удобен в плане монтажа в ограниченное запотолочное пространство. 

ФВШ обычно устанавливаются горизонтально за звукоизолирующую оболочку потолка, но, в равной степени, эффективны и на стенах. В некоторых случаях, если позволяет высота, фильтры можно смонтировать внутри помещения.

 

Необходимо избегать жесткого контакта между внешними трубами подачи воздуха и ФВШ. В случае если используются жесткие (например, металлические) воздуховоды, соединение между ними и самим фильтром должно быть гибким. 

Акустическая отделка студии звукозаписи