Roger D`Arcy, THE BOOK «Акустические проекты Recording Architecture» .
При планировании производства звукозаписывающей студии,(подразумевается, что проектные работы уже закончены цена проекта студии звукозаписи) мы рекомендуем приглашение строителей, имеющих представление о специфике данных работ. Иллюзии о том, что строительство студии звукозаписи, относится к обычным общестроительным работам, разбиваются уже на начальном этапе закладки кабельных каналов в “плавающий” пол. И вопрос рекламы нашей компании здесь не главный, мы просто хотим вас уберечь от тех ошибок , которые мы, в свое время, уже совершили.
Тут надо отчетливо понимать, что любой строительный просчет обойдется очень дорого. Это не ремонт квартиры, где можно впоследствии, что-то подшпаклевать или подмазать, здесь возникает риск полной нефункциональности студии, например, из-за одной незначительной щели. Стоит ли играть с огнем, решать не нам.
Создание новой, или реконструкция существующей звукозаписывающей студии должно успешно сочетать в себе решение широкого спектра архитектурных и акустических задач. Основываясь на свой многолетний опыт работы, компания RA London, разделила процесс проектирования и строительства любой студии на рабочие этапы (стадии работ с 1-ой по 10-ю, см. ниже). Подобная разбивка позволяет упростить весь процесс реконструкции в целом. Кроме того, так заказчику становится более наглядно видно, как формируется бюджет строительства, и какие основные позиции он включает. Иногда, какая-то отдельная часть работ может казаться незначительной, но для представления общего бюджета, суммирование именно таких, на первый взгляд незначительных частей, по всем указанным этапам, оценит стоимость проекта в целом, и обеспечит уверенность в том, что ничего важного не упущено.
Этапы работ по производству студии звукозаписи, (RA London).
1. Работа с помещением.
2. Звукоизоляция.
3. Акустическая обработка.
4. Отделка.
5. Электромонтаж.
6. Свет.
7. Прокладка аудио кабелей.
8. Вентиляция и кондиционирование.
9. Вспомогательные помещения.
10. Точное позиционирование и крепление аудио мониторов.
Необходимо отметить, что все 10 этапов работ не выполняются в строгой последовательности, а зачастую могут идти параллельно. Тем не менее, указанная последовательность весьма информативна с точки зрения составления рабочих смет, и определения порядка привлечения тех или иных субподрядчиков к выполнению проекта.
Помещением будет называть территорию, где располагается будущая студия. Это может быть что угодно, начиная с обычной комнаты внутри офисной или жилой зоны, до отдельно стоящего в чистом поле здания (на фото Hulgrave Hall, Cheshire) .
Большинство проектов нашей компании были выполнены внутри существующих строений, которые если и подвергались модификации, то небольшой.
Работа с помещением может ограничиться простой закладкой существующих дверных/оконных проемов, но может включать в себя и демонтаж старых стен с возведением новых конструкций. Также, внутри рабочего помещения, для формирования студийных зон, часто оказываются нужны новые стены и перегородки.
Звукоизоляционные конструкции студии всегда достаточно массивны, и иногда приходится укреплять плиты перекрытия верхних этажей, а на нижнем уровне укладывать фундаменты под опорные элементы.
В редких случаях, для увеличения объема или высоты студии, бывает необходимо ликвидировать часть центрального этажа здания или углубиться в грунт в цоколе. Может потребоваться замена или модернизация системы вентиляции и кондиционирования, отопления или электропитания. Старые здания надо тщательно проверять на предмет передачи вибраций от трамвайных линий и веток метрополитена. Часто приходится дополнительно обеспечивать водонепроницаемость цокольных конструкций. Все это включает в себя этап работы с помещением. Данный этап может оказаться весьма затратным для заказчика, и важность его трудно переоценить.
Выбор помещения для строительства студии звукозаписи очень важен. Размер, форма и пропорции студии оказывают существенное влияние на ее будущие акустические характеристики. Поэтому при наличии выбора, предпочтение следует отдать отдельно стоящему зданию.
Наряду с этим, ограничения, накладываемые существующими конструкциями имеющегося помещения, могут вылиться в оригинальное дизайнерское решение, придуманное с чистого холста. Строительство в отдельно стоящем здании может оказаться дешевле за счет отсутствия необходимости согласовывать время работ с соседями, простоты доступа и организации рабочего пространства на объекте.
Первостепенной также является задача определения необходимой площади будущей студии. Очень часто встречается недооценка требуемого пространства помещения. Общая площадь объекта должна учитывать не только звукоизолирующий контур для каждой из зон студии, внутреннюю акустическую обработку этих зон, но и, что принимается в расчет реже всего, входные тамбуры, коридоры и пожарные выходы, позволяющие будущей студии функционировать в нормальном режиме.Существует тенденция упрощать подход к решению этого вопроса, когда заказчик или звукорежиссер берут за основу аналогичные помещения, и просто суммируют их внутреннюю площадь, принимая полученное значение за базовое, не представляя, какое реальное пространство скрывается за отделочным контуром построенной студии. Фактически, реальная площадь объекта может отличаться от указанной на 20%, а при частом расположении колонн или неправильной геометрии помещения на 30% или более.
Наглядный пример приведен выше. Из общей площади помещения в 60 кв. м. получилась контрольная комната в 42 кв м. Потери полезной площади составили 18 кв. м. или 30%
Когда мне задавали вопрос – как построить студию звукозаписи, многие почему-то подразумевали, что я отвечу только на вопрос как сделать хорошую звукоизоляцию. Звукоизоляция очень важный аспект в построении студии, но его обязательно надо рассматривать только как составляющую комплекса мер.
Под звукоизоляцией понимают все элементы, которые в совокупности позволяют добиться звуконепроницаемости студийной оболочки. Важно понимать отличие этого раздела проектирования от оптимизации внутренних акустических параметров студии. Данный этап работ целиком посвящен уменьшению уровня шума, покидающего или проникающего в студию из других помещений здания, а также между граничащими студийными зонами. Хорошая звукоизоляция базируется на шести основных элементах:
Стены: желательно ставить новые кирпичные или блочные независимые стены, с дополнительной виброзащитой по периметру, не допуская жесткого контакта с внешним контуром студийной оболочки. Также используются ГКЛ перегородки по деревянному каркасу, установленные специальным образом, и формирующие внутреннюю геометрию помещения.
Полы: используются как специальные многослойные, на засыпном каркасе поверх чернового пола, так и “плавающие” конструкции полов.
Потолки: подвесной потолок, необходимого уровня звукоизоляции, может быть прикреплен непосредственно к плите перекрытия, исключив жесткий контакт с ней, но эффективнее сформировать так называемую «коробку в коробке» смонтировав звукоизолирующий слой потолка только на внутренней оболочке стен, которая, в свою очередь, держится на плавающем полу.
Акустические двери: где возможно, необходимо формировать входные тамбуры из двух дверей. Акустические двери должны обладать антирезонансными свойствами и большой массой, позволяющей звуку затухать при переходе границы. Важным параметром качества двери, является наличие уплотнения по периметру дверной коробки, включая верхнюю и нижнюю дверные щели и установка доводчика.
Окна: окна между студиями, выполняются по специальной технологии в новых звукоизоляционных контурах. В случае, когда новые стены отсутствуют, допускается дополнительное остекление существующих или перенесенных оконных проемов.
ФВШ: фильтры воздушные шумоизоляционные. Применяются для ослабления внешних шумов, проникающих в студию через вентиляционные отверстия. Не путать со стандартными внутренними фильтрами воздуховода, которые глушат шумы турбулентности воздушного потока и шум от вентиляционной установки.
Примечание (ASPD)-Отверстия, проделанные в звукоизоляционных оболочках, для прохождения магистралей систем вентиляции и кондиционирования воздуха, требуют герметизации специальными фильтрами, для сохранения у контура, заданного уровня шумоизоляции.
Cream, London
В тех случаях, когда позволяет допустимая нагрузка на перекрытие, наилучшим вариантом звукоизолирующего контура стен является тяжелый бетонный блок (100 х 215 мм), с плотностью 2000 кг/м3, уложенный горизонтально, широкой стороной. Если помещение выполняется по принципу «коробка в коробке», то подобные стены необходимо устанавливать на виброразвязывающую полосу, способную выдерживать большие нагрузки.
В том случае, если допустимые нагрузки на перекрытие не позволяют использовать бетонные блоки или кирпич, хорошим решением является многослойное разнородное листовое покрытие (фанера, ГКЛ, ГВЛ) по деревянному каркасу. Внутренний состав сэндвича стен, как правило, идентичен сэндвичу потолка в том же помещении.
Примечание (от ASPD)- выше представлены разрезы шумоизолирующих облицовок для студий записи. Тут необходимы пояснения. Одинарная композитная конструкция используется, когда есть возможность установки кирпичной стены или стены из пеноблоков для разделения помещений студии. Данная конструкция служит для облицовки кирпичных перегородок, и предназначена для увеличения шумоизоляции до необходимого уровня. В случае, когда нет возможности использовать кирпичные перегородки, требуемый уровень шумоизоляции, возможно, получить, используя “Double laminate construction” (название RA). Наличие в составе сэндвича стены МДФ или фанеры дает возможность в дальнейшем устанавливать на шумоизоляционную оболочку низкочастотных модулей – ловушек, которые при навеске на ГКЛ не смогут надежно зафиксироваться. Под “barrier matting” подразумевается тяжелая акустическая резина толщиной 3-4мм. Skim coat plaster- штукатурка для ГКЛ.
Наилучшим решением является применение армированной бетонной стяжки, уложенной на подушку из плотной минеральной ваты (базальтового волокна), и не имеющей жестких стыков с черновым полом и стенами. Подобная конструкция значительно ослабляет ударные шумы и вибрации, проникающие из соседних студийных помещений и окружающих источников шума.
Плавающий пол на основе армированной бетонной стяжки.
Разрез показывает стыковку со стеной из «Double laminate construction».
В качестве альтернативы, менее эффективной, но также применяемой, можно использовать, так называемые, сухие плавающие полы, засыпные деревянные лаги, которые укладываются на минеральную вату плотностью 80-120 кг/м3.
Засыпной вариант плавающего пола. Состав пола (мин. вата 100мм, фанера 18мм,брус 50х50мм., каленый песок, фанера 18мм, акустическая резина, фанера 18мм.)
В тех случаях, когда позволяет высота помещения, лучше применять изолированный независимый потолок, лежащий непосредственно на плавающих стенах, и не имеющий контакта ни с внешними стенами, ни с плитой перекрытия сверху. Состав потолка идентичен составу звукоизолирующего короба стен. На чертежах ниже представлены некоторые варианты узлов соединения шумоизоляционной оболочки стены и потолка.
Типичное расположение потолочных балок, для монтажа звукоизолирующего потолка контрольной комнаты, представляющего собой «Double laminate construction», уложенных с перехлестом швов.
Далее сделаем небольшое отступление, ниже проиллюстрирована, пожалуй, самая оригинальная техника звукоизоляции. В качестве примера разобрана студия Hulgrave Hall, расположенная в Лондоне. Изначально, уровень проникающих и структурных шумов был настолько высок, что достичь приемлемого для работы звукорежиссера уровня шума стандартными методами звукоизоляции оказалось невозможно. Как строить студию звукозаписи, если по расчетам, в микрофон будут попадать все шумы от проходящего метро. Тогда было принято решение о «подвесе студии в воздух». Стены контрольной комнаты и примыкающей студии выполнены из бетонных блоков. Они установлены через вибропрокладки на два независимых армированных железобетонных перекрытия, которые в свою очередь, опираются на комбинацию из поддерживающих несущих стен. Таким образом, обе студийные зоны абсолютно развязаны и расположены высоко над черновым полом, на уровне второго этажа помещения. Каждая звукоизолирующая оболочка имеет двойной потолок с вентиляционными отверстиями, защищенными специальными фильтрами ФВШ. Любое примыкание или соприкосновение стен, полов и потолков произведено через вибрационные ленты различной толщины и упругости. Только это решение смогло обеспечить тот уровень шумоизоляции, который позволял полноценно функционировать студии.
Cream, London