Мы начинаем серию публикаций посвященных выходу книги Roger D`Arcy, «Акустические проекты Recording Architecture». В своих публикациях мы остановимся на наиболее интересных для читателя моментах, связанных с акустическим проектированием и строительством студий звукозаписи.
В первый раз я встретил Роджера Д`Арси и Хью Флинна из компании “Recording Architecture” семь лет назад. Как и многие другие, я уже несколько лет находился в непростом положении человека, задумавшего начать строительство студии звукозаписи, и прочитавшего множество книг и статей на различных веб сайтах по архитектурной акустике, но так и не понявших их суть. За это время моя идея о создании небольшой студии подросла в пропорциях.
Вместо того, чтобы, как изначально планировалось, построить себе одну контрольную комнату, я нашел бизнес партнера и здание, в котором было решено организовать четыре самостоятельные студии. Поводом к созданию блока студий послужило то, что сдача в аренду оставшихся помещений позволяло мне компенсировать затраты собственной студии. Я даже нашел людей, готовых арендовать свободные помещения записи. Однако чем ближе подходил день начала строительства, тем чаще я задавался вопросом: «а, что я на самом деле знаю об архитектурной акустике?». И, несмотря на то, что я читал достаточно много литературы по этому вопросу, я никак не мог ответить на главный вопрос: «что же все-таки представляет собой акустический проект и правильная студийная архитектура?». В общем, пытаясь самостоятельно изобразить контур будущей студии, я окончательно пришел к выводу, что мне нужна профессиональная помощь, и позвонил нескольким знакомым владельцам звукозаписывающих студий. Компания, которую мне назвали мне в первую очередь, была «Recording Architecture».
Студия «Babajim Studious» в Турции.
Как назло, весь следующий месяц мне пришлось провести в разъездах по стране с репетициями для подготовки музыкального турне. Студия начала сниться. В конце концов, я набрался храбрости, и позвонил из одного из городов в компанию «RA». Разговор между двумя разными городами был не бесплатен, но на другом конце телефонного провода оказался очень серьезный человек - архитектор Роджер Д`Арси, и очень скоро я убедился, что деньги потрачены не впустую. В целях экономии средств, он предложил встретиться у него в офисе, предварительно сняв все геометрические размеры будущих студийных помещений. Таким образом, когда я приехал к нему, планы были у меня с собой.
Затем произошло то, что я не могу назвать иначе как два часа эмоционального подъема. Мы говорили о том, чего собираемся достигнуть, и как лучше это сделать. Роджер карандашом расчертил весь мой план помещений, изменив их до неузнаваемости. Впоследствии этот эскиз и стал акустическим проектом студийного комплекса «Laundry Rooms». Ему удалось уместить на имеющейся площади пять полноценных студий, да еще и приемную комнату, расположив ее прямо по центру. Еще до окончания консультации, я уже принял решение, что проектирование своих студий, я смогу доверить только ему. Буквально через месяц Роджер закончил работу над дизайном, а Хью Флинн выдал кипу чертежей, в которых была отражена каждая деталь будущего строительства.
В своей недавно изданной книге, компания «Recording Architecture» собрала фотографии прекрасного качества множества звукозаписывающих студий, акустические проекты которых были вполнены за свою почти 25-летнюю историю. Это не легковесная публикация в журнале. Размеры книги составляют 30 х 40 см. В нее включены 140 планов, 330 разрезов и 150 полноцветных фотографий, размещенных на 350 страницах. Не всякий кофейный столик выдержит эту книгу. Качество печати великолепное, но никто и не ожидал меньшего от произведения, подобного этому. С первого же взгляда становится понятно, почему книга столько стоит. Но что она дает рядовому читателю?
Во-первых, она освещает основные этапы работ по созданию одних из лучших и наиболее престижных звукозаписывающих студий в мире. В своем послесловии, Адриан Керридж, владелец студий «Lansdowne» и «CTS Studios», говорит: « …ничто не упущено, ничто не забыто. Это книга о том, как успешные студии строились, какими они должны быть и, главное, как их реально построить». Вот, в общих словах, в чем ценность этой книги.
Помимо цветных фотографий, книга содержит множество четких и ясных чертежей.
В первой части книги идет рассказ о проектах, с которыми работала компания «Recording Architecture» последние четверть века. Повествование сопровождается планами, фотографиями и пояснениями, некоторые из которых даны в развернутой форме. Там обсуждаются студии всех форм и размеров, начиная с небольших домашних контрольных комнат и заканчивая мультистудийными коммерческими комплексами, от комнат мастеринга и монтажа до дубляжа кинофильмов и пост-продакшн, включая образовательные учреждения. У меня лично наибольший интерес вызвали частные студии, зачастую расположенные в странных и необычных местах. Однако, это всего лишь затравка перед основной частью, озаглавленной «Этапы Работ», которые детально освещают все стадии проектирования и строительства звукозаписывающих студий. Короткие описания снабжены четкими чертежами в исполнении Хью Флинна, которые легко понять и исполнить. Будучи сам заказчиком Роджера Д`Арси, я могу подтвердить, что строительство по таким чертежам значительно упрощается. Это хорошо продуманные планы и разрезы помещений и узлов, по которым может работать даже не очень квалифицированный строитель. Мне, например, больше всего нравится руководство на стр. 214 по тому, как НЕ должен быть выполнен деревянный каркас перегородок студии.
Я должен отметить, что данная книга - это не инструкция типа «сделай сам», но она дает хорошую отправную точку для того, чтобы построить студию вашей мечты. Сам процесс построения звукозаписывающей студии разбит на основные этапы, такие как звукоизоляция, акустическая обработка или электроснабжение. Каждый этап снабжен пояснениями и реальными примерами. Комплекты акустического проекта включают комментарии как надо и как не надо выполнять те или иные строительные узлы, указывают на часто встречающиеся ловушки и западни. В книге можно найти объяснения, почему на разных объектах была использована различная техника проведения работ, а также узнать, как менялась мода на дизайн. Интересно посмотреть и на то, как с годами менялся почерк самой компании «Recording Architecture».
Заканчивая, можно сказать, что книга представляет собой квинтэссенцию курса по архитектурной акустике, которую легко читать и которой просто следовать.
Итак, будет ли все это наглядным пособием о том, как улучшить вашу студию? Однозначно, да. Информация, содержащаяся в книге, может вдохновить вас как на самостоятельное выполнение акустического проекта и последующее строительство, так и на то, чтобы воспользоваться услугами акустического дизайнера. Можно с уверенностью сказать, что это одно из лучших творений в области архитектурной акустики. На мой взгляд, все университеты, преподающие эту дисциплину, должны взять ее на вооружение. Я же оставлю книгу в фойе своей студии, где, надеюсь, со временем, она станет потрепанной и зачитанной до дыр. Я уверен, что однажды она навеет порыв вдохновения на какого-нибудь молодого архитектора, и убедит его сделать то, что сделал я: построить студию в стиле «Recording Architecture».
Вся история развития компании «Recording Architecture» London очень красива и изящна. Книга о ней является произведением искусства и, одновременно, неоценимым помощником в непростом деле проектирования и строительства студий звукозаписи.
Jon Burton
Как строить студии звукозаписи RA
Перевод Николай Ковалев (ASPD «Архитектура и Акустика», Москва).По вопросам приобретения книги (на англ. языке) Вы можете обратиться в Московский офис компании «Recording Architecture», компанию ASPD Архитектура и Акустика.